Подростковый возраст

Психологическое состояние человека в разные периоды онтогенеза может иметь свои особенности. Внешние и внутренние факторы влияют на эмоциональное состояние и когнитивные способности. Особенно важны периоды гормональных перестроек, влияющие на развитие личности и психологические реакции. Именно в эти периоды часто возникает манифестация различных заболеваний. Подростковый возраст может быть показанием для работы с психологом в случае появления определенных симптомов, таких как: снижение самооценки или суицидальные мысли.

Общая информация

Возрастные психологические особенности можно описать как постепенное развитие личности. Совокупность внешних влияний и внутренних перестроек определяет эмоциональное состояние человека в определенные периоды жизни. Одним из наиболее важных факторов влияния является эндокринная регуляция организма. Гормоны оказывают воздействие на головной мозг путем изменения концентрации нейромедиаторов. Эти изменения могут иметь физиологическую функцию (пубертатный период) или быть признаками патологии.

Подростковый период является трудным возрастом, когда ребенок начинает подражать поведению взрослых людей и критически относиться к своим родителям. Физические изменения и гормональные перестройки становятся причиной эмоциональной нестабильности, раздражительности и снижения самооценки. Именно в этот период могут появиться первые симптомы психических расстройств, способных негативно повлиять на всю последующую жизнь человека.

Факты о пубертатном периоде

Половым созреванием называют период физиологических изменений, характеризующихся подготовкой организма к выполнению репродуктивной функции. В более широком понимании пубертатом можно назвать взросление, поскольку именно на этот период приходится закладывание фундамента личности человека. Процессы физиологических и психологических изменений происходят параллельно из-за влияния гормонов и реакции подростка на собственное состояние. В среднем пубертат может начинаться в 11-13 лет и заканчиваться в 18-19 лет. У девочек половое созревание обычно начинается раньше.

Главными регуляторами физиологических перестроек являются половые железы – яичники у женщин и семенники у мужчин. Эти органы выделяют в кровь гормоны, контролирующие развитие опорно-двигательного аппарата, половых органов и других анатомических структур. Влияние гормонов на центральную нервную систему обусловлено изменением баланса нейромедиаторов. У мужчин пубертат является единственным в жизни периодом психологической нестабильности, обусловленной эндокринными перестройками, в то время как у женщин похожие явления возникают во время беременности.

Аспекты психологических особенностей пубертата могут зависеть от следующих факторов

  1. Наследственность. Признаки, передающиеся от родителей, влияют на развитие нервной системы.
  2. Питание. Во время пубертатного периода организму требуется большое количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ для развития органов, включая головной мозг.
  3. Влияние общества, включая взаимоотношение со сверстниками и родителями.

Во время пубертата возникают резкие изменения телосложения. Мальчики и девочки обращают внимание на непропорциональное развитие тела, вроде длинных конечностей, сутулости и большой головы. Все эти временные особенности влияют на самооценку человека. При этом гормональный фон лишь усиливает влияние рефлексии на психику. У некоторых подростков эти факторы приводят к формированию стойких черт личности, вроде тревожности и избегающего поведения. В связи с этим важно начать работу с психологом как можно раньше.

Психология личности

Для подростков в период пубертата характерны определенные черты личности. Учет этих особенностей важен для профилактики психических расстройств и правильного воспитания. При этом следует иметь в виду, что выраженность тех или иных черт личностей варьируется в зависимости от половой принадлежности, возраста и индивидуальных качеств человека.

Основные черты личности

  1. Неадекватная самооценка. Стремление к самовыражению, показной взрослости, признанию собственного авторитета и интеллектуальное развитие способствуют формированию у подростка взгляда на собственное положение в обществе. Для людей в этом возрасте характерна сниженная или неадекватно завышенная самооценка. В старшем возрасте эта проблема обычно исчезает, однако возможно формирование комплексов, постоянно влияющих на самооценку.
  2. Импульсивное поведение. Прагматизм не является популярным взглядом на вещи среди подростков из-за отсутствия личного опыта и эмоциональной нестабильности.
  3. Отсутствие опыта, «горячий рассудок», отсутствие самостоятельности и желание узнавать новое – это факторы, определяющие доверчивость и наивность подростка.
  4. Эмоциональная лабильность – нестабильное состояние психики, характерное для многих подростков. Эта черта личности проявляется постоянными перепадами настроения, раздражительностью и агрессивностью. Настроение ребенка в течение дня может сменяться периодами плаксивости и эмоционального возбуждения.
  5. Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Такую особенность также можно связать с эмоциональной нестабильностью и внушаемостью. Процессы торможения, связанные с функциями коры головного мозга, все еще развиваются во время пубертата, поэтому молодые люди с трудом контролируют собственные импульсы. Взрослый человек почти всегда может вовремя остановиться благодаря инстинкту самосохранения или жизненному опыту, однако детям может быть попросту недоступен такой психологический механизм.

Все перечисленные особенности отличают подростка от взрослого человека. Сохранение подобных черт личности у взрослых психологи называют инфантилизмом.

Причины заболеваний

Поскольку во время пубертатного периода у людей часто возникают первые признаки психических расстройств, необходимо рассмотреть возможные причины и предпосылки к таким недугам. Одним из главных аспектов является наследственность, поскольку генетические мутации, передающиеся от родителей, могут влиять на психоэмоциональное развитие подростка. Также следует учитывать эндогенные влияния, включая особенности гормонального фона. Основной причиной большинства психических заболеваний является нарушение баланса нейромедиаторов в головном мозге.

Возможные факторы риска:

  1. Психотравмирующие обстоятельства, такие как: травля, насилие со стороны родителей, растление. Перенесенные трагические события в период полового созревания могут оставить след в личности человека на всю оставшуюся жизнь.
  2. Влияние окружающих людей. Из-за внушительности и импульсивности у девочек и мальчиков часто возникают нездоровые наклонности именно в пубертате. Зачастую речь идет о преступных наклонностях и вредных привычках.
  3. Неблагоприятные семейные условия, такие как: бедность, неудовлетворительные санитарные условия и состояние родителей. Даже если только один родитель страдает от алкоголизма, риск «передачи» такой вредной привычки достаточно высок.
  4. Кризис отношений со сверстниками, обусловленный неуверенностью в себе и тревогой.
  5. Появление комплексов, связанных с внешностью, условиями жизни.
  6. Трудности взаимопонимания детей и родителей. Обычно наиболее тяжелые отношения между поколениями в семье возникают именно в момент взросления детей.

Обращение к психологу может быть целесообразным при обнаружении у подростка нескольких подобных факторов риска.

Заболевания

Психологам и врачам известны психические расстройства, наиболее часто проявляющиеся в возрасте полового созревания.

Примеры расстройств:

  1. Депрессия – стойкое снижение настроения. Пациенты пессимистичны, раздражительны и апатичны. Первые симптомы болезни часто возникают в детстве. Опасность депрессии заключается в возможном переходе меланхоличного настроения в суицидальные наклонности. Из-за характерных особенностей пубертатной психологии симптомы заболевания не всегда можно легко обнаружить у подростка.
  2. Тревожное расстройство личности – патология, проявляющаяся постоянным беспокойством, комплексами и необъяснимыми страхами. У человека формируется избегающее поведение. Тревога негативно влияет на качество последующей жизни и развитие личности.
  3. Пограничное расстройство личности – наиболее характерное заболевание психики у подростков. Первые симптомы обычно возникают в возрасте от 16 до 25 лет. Патология чаще диагностируется у девушек. К проявлениям пограничного расстройства относят снижение самоконтроля, асоциальное поведение, импульсивность и эмоциональную нестабильность. В целом признаки болезни напоминают акцентированные подростковые черты личности, поэтому диагностика может быть затруднена.
  4. Психические расстройства шизофренического спектра – наиболее тяжелые патологии. В отличие от вышеперечисленных состояний, эти болезни значительно нарушают качество жизни и зачастую делают человека инвалидом. Болезни могут проявляться галлюцинациями, бредовыми мыслями, чудаковатым поведением и общим расстройством мышления.

Таким образом, переходный период развития психики опасен формированием заболеваний, поэтому важно следить за состоянием подростка.

Симптомы

Родители могут обратить внимание на подозрительные поведенческие черты ребенка и обратиться к психологу. Также подросток может самостоятельно пожаловаться на определенные проблемы.

Ранние симптомы расстройств:

  • замкнутость в себе, социофобия;
  • постоянная раздражительность, агрессия;
  • принятие алкоголя, наркотиков;
  • бессонница или гиперсомния;
  • постоянная слабость и усталость;
  • конфликтное поведение;
  • сексуальная распущенность;
  • отсутствие критического отношения к себе и своим поступкам;
  • постоянные страхи, беспокойства;
  • нанесение вреда самому себе, включая незначительные порезы;
  • снижение физической активности.

Далеко не все вышеперечисленные симптомы могут быть связаны с психическими заболеваниями. Некоторые симптомы могут свидетельствовать о неправильной диете, гиповитаминозе и наличии обменного заболевания.

Диагностика

Для прохождения профессионального обследования рекомендуется записаться на прием к психологу или психотерапевту. Специалист расспросит пациента и его родителей о жалобах, а также изучит анамнестическую информацию для выявления факторов риска болезней. Первичная консультация помогает обнаружить подозрительные поведенческие черты. Для уточнения уровня тревоги и депрессии психолог может использовать стандартизированные тесты.

Дополнительные методы диагностики:

  • неврологическое обследование для исключения органических заболеваний головного мозга, влияющих на эмоции и поведение;
  • терапевтическое обследование с целью исключения патологий внутренних органов.

Целью раннего психологического обследования является обнаружение неблагоприятных личностных тенденций, способных впоследствии стать причиной манифестации расстройства. Устранение недуга на этом этапе развития позволяет значительно улучшить качество жизни человека. Напротив, лечение уже сформированных психических расстройств может быть затруднено.

Психологическая помощь

В зависимости от результатов консультации специалист может предложить лечение выявленного заболевания или коррекцию определенных психологических проблем. Важно понимать, что для полноценной психотерапии требуется большое количество сеансов и длительный курс лечения в целом.

Возможные методы коррекции:

  1. Семейная терапия. Психолог старается грамотно вести сеанс психотерапии с подростком и его родителями.
  2. Групповая терапия. В психологии и психиатрии часто практикуется работа в профильных группах. Этот метод помогает бороться с социофобией и тревожностью.
  3. Когнитивно-поведенческая терапия – наиболее популярный метод психотерапии, направленный на обучение пациента самостоятельным методам борьбы с симптомами расстройств.

Выбор метода терапии зависит от множества факторов, включая тяжесть психологического состояния и возраст пациента.

Профилактика

Предотвращение развития психических расстройств у подростков является важной задачей. Начинать профилактику стоит с появления первых неблагоприятных поведенческих и личностных черт у ребенка.

Некоторые методы:

  • консультация психотерапевта хотя бы раз в год;
  • соблюдение режима сна и бодрствования;
  • решение проблем конфликтного поведения в школе;
  • обучение ребенка положительным чертам, вроде умения отвечать за собственные поступки.

Для получения информации о других правилах профилактики рекомендуется записаться на прием к психологу.

Клиники
в 

По всем вопросам можно обратиться в единый контакт-центр: +7 (495) 6-171-171

Чтобы изменить масштаб, прокручивайте карту, удерживая клавишу Ctrl.
Клиника в Дмитровском
Клиника в Дмитровском
Клиника для взрослых и детей

ул. Ангарская, д. 45, корп. 1 (САО)

  • Речной Вокзал
Схема проезда
пн-пт 09:00 - 19:00
сб 08:00 - 19:00
вс 09:00 - 17:00
Подробнее
Клиника в Кузьминках
Клиника в Кузьминках
Клиника для взрослых и детей

ул. Юных Ленинцев, д. 59, корп.1 (ЮВАО)

  • Кузьминки
Схема проезда
пн-пт 08:00 - 21:00
сб 08:00 - 21:00
вс 08:00 - 20:00
Подробнее
Клиника в Лосиноостровском
Клиника в Лосиноостровском
Клиника для взрослых и детей

Москва, ул. Летчика Бабушкина, д. 42

  • Бабушкинская
  • Медведково
Схема проезда
пн-пт 08:00 - 19:00
сб 08:00 - 19:00
вс 09:00 - 17:00
Подробнее
Клиника в Некрасовке
Клиника в Некрасовке
Клиника для взрослых и детей

пр. Защитников Москвы, д. 15 (ЮВАО)

  • Некрасовка
Схема проезда
пн-пт 08:00 - 21:00
сб 08:00 - 21:00
вс 08:00 - 20:00
Подробнее
  • Минская
Схема проезда
пн-пт 08:00 - 21:00
сб 08:00 - 21:00
вс 08:00 - 21:00
Подробнее
Клиника в Перово
Клиника в Перово
Клиника для взрослых

г. Москва, ул. 1-ая Владимирская, д. 27, к. 2

  • Перово
Схема проезда
пн-пт 8:00-20:00
сб 9:00-18:00
Подробнее
Клиника в Северном Тушино
Клиника в Северном Тушино
Клиника для взрослых и детей

ул. Героев Панфиловцев, д. 18, корп. 2 (СЗАО)

  • Планерная
  • Сходненская
Схема проезда
пн-пт 08:00 - 21:00
сб 08:00 - 17:00
вс 09:00 - 15:00
Подробнее
Клиника в Строгино
Клиника в Строгино
Клиника для взрослых и детей

Москва, ул. Кулакова, д. 20, стр. 1Л, т/п «Орбита» (СЗАО)

  • Строгино
Схема проезда
пн-пт 08:00 - 21:00
сб 08:00 - 20:00
вс 08:00 - 19:00
Подробнее
Клиника в Ховрино
Клиника в Ховрино
Клиника для взрослых и детей

Москва, ул. Фестивальная, д. 32, корп.1

  • Речной Вокзал
Схема проезда
пн-пт 08:00 - 21:00
сб 08:00 - 19:00
вс 09:00 - 17:00
Подробнее
Клиника в Южном Медведково
Клиника в Южном Медведково
Клиника для взрослых и детей

ул. Молодцова, д. 25, корп. 2 (СВАО)

  • Бабушкинская
Схема проезда
пн-пт 09:00 - 19:00
сб 09:00 - 17:00
Подробнее
Клиника на Боткинской
Клиника на Боткинской
Клиника для взрослых

г. Москва, 2-й Боткинский проезд, д. 8

  • Беговая
  • Динамо
Схема проезда
пн-пт 8:00-21:00
сб 9:00-18:00
Подробнее
Клиника на Веерной
Клиника на Веерной
Клиника для взрослых и детей

ул. Веерная, д. 1, корп. 7

пн-сб 09:00-20:00
вс 09:00-18:00
Подробнее
Клиника на Гамалеи
Клиника на Гамалеи
Клиника для взрослых
Аптечный пункт

г. Москва, ул. Гамалеи, д. 18

  • Щукинская
Схема проезда
пн-пт 8:00-21:00
сб 9:00-18:00
вс 9:00-15:00
Подробнее
Клиника на Китай-городе
Клиника на Китай-городе
Клиника для взрослых и детей
Аптечный пункт

г. Москва, ул. Маросейка, д. 6-8, строение 4

  • Китай-город
Схема проезда
пн-сб 8:00-21:00
вс 9:00-18:00
Подробнее
Клиника на Нагатинской
Клиника на Нагатинской
Клиника для взрослых и детей

1-й Нагатинский пр-д, д. 11, корп. 1

  • Нагатинская
Схема проезда
пн-пт 08:00 - 21:00
сб 09:00 - 15:00
Подробнее
Клиника на Полежаевской
Клиника на Полежаевской
Клиника для взрослых и детей
Аптечный пункт

г. Москва, Проспект Маршала Жукова, д. 38, корпус 1

  • МЦК Хорошёво
  • Полежаевская
  • Октябрьское поле
  • Сокол
  • МЦК Зорге
Схема проезда
пн-сб 8:00-21:00
вс 9:00-18:00
Подробнее
Клиника на Симоновском Валу
Клиника на Симоновском Валу
Клиника для взрослых

ул. Симоновский Вал, д. 15, стр. 2 (ЮВАО)

  • Пролетарская
Схема проезда
пн-пт 08:00 - 21:00
сб 08:00 - 19:00
вс 08:00 - 18:00
Подробнее
Клиника в Алтуфьево
Клиника в Алтуфьево
Клиника для взрослых

г. Москва, ул. Псковская, д. 9, корпус 1

  • Алтуфьево
пн-пт 8:00-21:00
сб 9:00-18:00
вс 9:00-17:00
Подробнее