Причиной этой формы алалии является поражение речедвигательного анализатора коры головного мозга, вследствие чего собственная речь у малыша не развивается, но способность воспринимать и понимать чужую – сохранилась. Для этиологии патологий речедвигательного анализатора характерно их возникновение на ранних этапах формирования мозговых структур у плода. В связи с этим для профилактики алалии важно строго соблюдать предписания врача акушера-гинеколога в период планирования и в первом триместре беременности, что касается всех форм этого нарушения речевых функций. Поражения речедвигательного анализатора, полученные после рождения – менее выражены и легче поддаются коррекции.
Родителям необходимо иметь информацию о норме речевого развития детей в разные месяцы и годы жизни, и при отклонении от показателей обращаться за медицинской помощью к наблюдающему врачу-педиатру или логопеду.
Характерными для клинической картины симптомами экспрессивной алалии являются:
- в зависимости от тяжести заболевания – полное отсутствие лепета, а затем речи, первые слова в возрасте 3-4 лет, слабые речевые реакции, неправильное произношение звуков, слов, пропуск слогов и звуков, повторы первого слога для обозначения предмета и др.;
- бедный набор употребляемых слов, неправильное построение или упрощение фраз, отсутствие вспомогательных слов (союзов, предлогов, наречий), несогласование слов в падежах, родах, числах;
- малыш не понимает речь взрослого, не выполняет команды;
- различная степень нарушения координации движений;
- значительные нарушения мелкой моторики;
- проблемы памяти, рассеянность восприятия и внимания, замедленное мышление;
- эмоциональные проблемы психики – повышенная плаксивость, частая смена настроения при низкой активности;
- нарушения аппетита и сна.
Комплексная диагностика и лечение экспрессивной алалии в детских отделениях включает консультацию всех необходимых детских специалистов, дифференцирующие диагностические процедуры, чтобы исключить другие формы отсутствия речи: афазию, аутизм, глухонемоту, олигофрению и др.
Аппаратная диагностика нацелена на выяснение причин возникновения патологии речедвигательного анализатора и оценку состояния головного мозга:
- МРТ головного мозга;
- ультразвуковая допплерография для исследования сосудов головного мозга;
- электроэнцефалография для определения активности мозга.
В комплексные мероприятия кроме аппаратного и лабораторного обследования входят логопедическая и психологическая диагностика. Врач-логопед выясняет уровень речевого статуса с помощью специальных тестов, исследует состояние артикуляционного аппарата маленького пациента – связок, губ, языка, нёба, носоглотки, полостей носа и т.д., их взаимодействие и артикуляционные переключения.
На основании всех диагностических процедур и тестов детский врач-логопед разрабатывает индивидуальный план лечения с учетом особенностей здоровья малыша.
Комплексная терапия включает медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, цель которых – компенсировать нарушения коры головного мозга. Фармакотерапию контролирует детский невролог.
Психокоррекцией занимаются опытные детские психологи, их действия нацелены на восстановление высших психических функций ребенка, коррекцию поведения и эмоциональной сферы.
Важнейшая часть комплексной терапии приходится на логопедическую коррекцию, в процессе которой детский врач-логопед:
- с использованием игровых ситуаций стимулирует речевую активность ребенка, обогащает его словарный запас, учит навыкам диалога;
- учит правильно строить предложения, продвигаясь от простой фразы к более сложным речевым структурам с согласованием слов по родам, числам, падежам, применением служебных слов, наречий, прилагательных, глаголов;
- прививает навыки связного монолога через пересказ прочитанного, описания изображений и действий на картинках;
- развивает способность общаться с собеседниками;
- устраняет фонетико-фонематические нарушения по классической методологии, уделяя внимание общей и тонкой моторике, правильной артикуляции, звукопроизношению, развитию слуховой памяти, речевого дыхания и т.д.
Правильно поставленная речь – гарантия психологического комфорта ребенка, нормального общения со сверстниками, возможности обучения в общеобразовательной школе, получения высшего образования.